Умение читать позволяет каждому человеку лучше ориентироваться в пространстве, происходящих событиях в мире и просто быть образованным. Чтение – навык, который приобретается и в основном в дошкольном возрасте. Многие родители хотят, чтобы их ребенок как можно раньше научился читать, а в идеале – до поступления в школу.
Слоговому чтению можно научить ребенка, применяя методику Николая Зайцева. Педагог-новатор считает, что если маленький ребенок разговаривает не буквами, а сразу произносит слоги, то нет и смысла учить его распознавать буквы. Педагог предлагает родителям учить ребенка читать даже не по слогам, а по складам. Склад – сочетание двух букв, чаще всего согласной и гласной, или согласной с мягким знаком.
Преимущества:
Быстрое запоминание сочетания букв, так как ребенку не нужно много времени на обдумывание прочтения отдельных.
Склады, которые изображены на кубиках Зайцева, есть только такие, которые возможны в языке.
Обучение чтению происходит в форме игры. Ребенок может самостоятельно играть в кубики, складывая их в слова.
Возможность научить ребенка читать вне зависимости от возраста.
Преподаватели, работающие по методике Зайцева, отмечают, что если заниматься по 45 минут 2 раза в неделю:
Дети от 2 до 3 лет начнут читать спустя 6-9 месяцев.
Дети в возрасте 4 лет – через 16 полноценных занятий.
Дети 5 лет – 5-10 занятий.
В шестилетнем возрасте – 4-6 занятий.
Недостатки:
Путаница в составе слова, так как ребенок привык делить его на склады, а не на слоги.
Решаемая проблема, но в методике Зайцева звуки обозначены другими цветами, а не как привычно, что гласный – красный, согласный – синий, глухой согласный – зеленый.
Трудоемкость, так как некоторым родителям необходимо «удешевить» материалы, на что потребуется немало времени.
Учить ребенка читать по слогам все-таки рекомендуется после того, как он начнет распознавать буквы. Нет особого значения – учить ребенка буквам по алфавиту или в разброс. Однако, лучше всего начинать учение с гласных, а затем согласных букв. Для этого можно использовать кубики, карточки или книгу Н.С. Жуковой «Букварь».
Особенности пособия Н. Жуковой:
Обучение чтению сначала гласных букв – А, О, У, Э, Ы, а затем согласных.
При обучении необходимо произносить не букву «эМ», а звук «М». Иначе, перед ребенком возникнет трудность в сопоставлении звуков-букв. Он будет читать «эМа-эМа», а не «Ма-ма».
В пособии также говориться, что перед изучением новой буквы следует повторять ранее пройденный материал. Для этого необходимо показывать ребенку выученные буквы и слоги вместе с ними.
Автор пособия говорит, что невозможно правильно научить чтению ребенка, если он не знает букв, из которых составляются слоги. При этом необходимо сначала учить ребенка простым слогам, а затем переходить к сложным. В процессе чтения важно произносить сразу весь слог, а не по буквам. Таким образом, процесс пойдет быстрее, и у ребенка будет развиваться зрительное запоминание слогов, что приведет к быстрому переходу к чтению цельного слова.
Помимо пособий и применения различных методик родителям важно применять другие способы. Например, гуляя или играя, раскладывать простые слова на слоги. Проще, если учить чтению с простых слов, состоящих из 3 букв или двух слогов. Для изучения можно использовать различные подручные материалы – картинки с буквами, обычные кубики.
Родителям важно понимать, что каждый ребенок – индивидуален. Если «соседский» ребенок умеет читать с 4-5 лет, то вовсе необязательно заставлять своего малыша. Он может быть не готов к чтению. Тем более, что читать – это одно, необходимо еще понимать прочитанное и уметь пересказать.
Когда ребенок готов учиться:
Правильное выполнение простых инструкций.
Правильное произношение отдельных слов, звуков.
Ребенок разговаривает отдельными словами и предложениями.
У ребенка отсутствуют речевые проблемы.
Ребенок может объяснить свои мысли.
Рассказывает, что видит на картинке.
Ребенок имеет желание научиться читать.
Изначально необходимо устранить возможные речевые проблемы, обратившись к логопеду. Если ребенок плохо разговаривает, не может правильно выговаривать отдельные звуки, выполнить простые поручения, он считается неготовым к обучению.
Учимся читать:
Правильный подбор методики. Одни дети могут научиться читать только с помощью игры, другие же – легко «работают» с книжкой.
Оптимальный возраст для обучения – от 4 до 7 лет. Высчитывается он в зависимости от уровня развития ребенка. При этом не каждый ребенок понимает смысл того, что он прочитал, из-за чего может потерять интерес.
При обучении следует стимулировать ребенка к распознаванию букв, слогов и слов. Необходимо читать надписи в транспорте, в брошюрах или газетах, на улице. Хорошо, если играть с ребенком в рифму, заучивать с ним стихи, писать слова.
Первые занятия с ребенком не должны превышать по длительности 5-7 минут. Со временем продолжительность следует увеличить до 15 и более минут.
Не рекомендуется заучивать с ребенком все буквы и слоги из них сразу. Работать следует постепенно, от буквы к букве. Дополнительно можно писать печатные буквы, как итог к пройденному уроку.
Читая ребенку слова по слогам, следует родителям произносить их четко и раздельно. Не следует разделять на слоги слова, состоящие из 3 букв.
Необходимо учить ребенка делать паузы между словами, а тем более между предложениями.
После того, как ребенок прочитал слово или два, он должен уметь их объяснить.
Во время обучения очень важно быть терпеливыми и хвалить ребенка за малейшие успехи. Если хвалить малыша, он будет чувствовать себя уверенным и готовым продолжать дальше. Не следует наказывать ребенка, который не хочет читать. Особенно, если он в это время болеет. Его следует уметь заинтересовать, иначе наказание отобьет весь интерес, и процесс обучения затянется на неопределенное время.