Ребенок 4 месяца – физическое развитие, питание, режим дня
13 января 2016 -
Развитие четырехмесячного ребенка заметно отличается от первых трех месяцев. В четыре месяца ребенок изменяется внешне, его движения становятся более координированными и целенаправленными. Важно наблюдать за правильным развитием малыша, чтобы он рос здоровым и не имел отклонений.
Согласно данным всемирной организации здоровья, определены нижние и верхние границы метрических параметров четырехмесячных детей.
Вес девочек – 5,0 – 8,2 кг.
Вес мальчиков – 5,6 – 8,7 кг.
Рост девочек – 57,8 – 66,4 см.
Рост мальчиков – 59,7 – 68,0 см.
Окружность головы девочек – 38,1 – 43,1 см.
Окружность головы мальчиков – 39,2 – 44,0 см.
Начиная с четырех месяцев, изменения веса ребенка будут не такими ощутимыми, как ранее. До года рост в среднем будет увеличиваться на 2 – 3 сантиметра ежемесячно.
В четыре месяца, у малыша активно начинают расти ногти и волосики. Длинные ногти на руках и ногах следует регулярно срезать, чтобы предупредить травмы слизистых оболочек и нарушение целостности кожи ребенка.
Движения ребенка в 4 месяца уже стабильнее, головку он удерживает на средней линии без напряжения шеи. Правильное и гармоничное развитие ребенка в 4 месяца предусматривает следующие изменения и совершенствование качеств и навыков:
Тактильные:
ребенок все старается потрогать руками, пощупать;
берет в руки игрушки и предметы и тащит их в рот, так он знакомится с окружающим миром, важно следить, чтобы игрушки были чистые;
во время кормления, играет с бутылочкой или поддерживает грудь.
Двигательные:
может захватить висящую игрушку двумя руками или одной и держать ее в течение 30 секунд;
лежа на спине, может приподнять плечи и головку;
переворачивается со спины на бок и живот и обратно;
может сидеть, опираясь на подушки;
старается ползать, помогая себе руками и ногами;
при поддержании малыша под мышками, дотрагивается пальчиками ног до поверхности и старается на них опереться:
может держать головку и поворачивать ею из стороны в сторону;
играет с собственными пальцами, изучая их, засовывая в рот;
захватывание игрушки происходит более осмысленно и четко;
может лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
Зрительные:
лучше различает оттенки предметов и цвета;
раньше ребенок мог четко видеть предметы на расстоянии 30 – 40 см, теперь он может фокусировать свой взгляд на разном расстоянии, ближе или дальше, где лежит интересующий его объект;
узнает близких ему людей даже в измененном облике;
отличает игрушки по форме и объему;
детям в 4 месяца нравится смотреть в зеркало, строить гримасы, изучать движения;
следит взглядом за предметами, которые перемещают влево и вправо;
сильно яркие игрушки могут утомлять малыша, лучше выбирать такие, которые содержат не более 3 – 4 разных оттенков;
радостно реагирует на смену обстановки и появление новых предметов.
Слуховые:
может узнавать голоса знакомых ему людей и отличает их от незнакомых;
узнает свое имя и реагирует на него;
определяет хорошую и плохую интонацию из уст мамы;
находясь у родителей на руках, пытается залезть пальцами в рот, так он ищет, откуда у папы или мамы исходят звуки;
знает, как потрясти игрушку, чтобы она издавала звуки;
поворачивает головку в сторону исходящего звука;
может покачивать в такт играющей музыке;
можно повторять за ребенком его звуки, после чего он наверняка, попробует сделать это за вами.
Речевые:
подолгу агукает, разговаривает на своем языке;
начинает произносить первые слоги: «ма», «ба», «па»;
может повторять за взрослыми, понравившиеся ему звуки;
старается имитировать речь, интонацию и мимику родителей, то повышая, то понижая голос, имитирует визг, кашель, бормотание, пронзительный крик;
разговаривая с малышом, следует иногда делать перерыв, чтобы он смог вставить свои слова, так можно обучать его диалогу.
Социальные:
узнает близких людей и радуется им;
узнает ухаживающего за ним человека (обычно маму) и выделяет его среди всех;
выделяет нелюбимые и любимые игрушки;
улыбка и слезы ребенка уже осмысленны, таким образом, он не просто просит, есть или говорит о боли, он пытается привлечь внимание, чтобы с ним поиграли;
ребенок 4 месяцев начинает испытывать любопытство, страх, радость или разочарование;
увидев незнакомого человека, может долго его рассматривать, испугаться или заинтересоваться;
у ребенка появляется чувство юмора, он может весело засмеяться при виде забавных гримас и мимики родителей, которые с ним играют;
малыш часто улыбается при виде вас, так как ассоциирует с вашим образом заботу и внимание.
Подозрение на отклонения в развитии малыша может возникать в следующих случаях:
если ребенок к концу четвертого месяца не может приподнимать туловище, опираясь на предплечья, лежа на животе;
когда ребенка поддерживают под мышками, и он не старается опираться пальчиками ножек об поверхность;
если приподнимая ребенка из положения, лежа на спине, его головка запрокидывается назад;
не переворачивается с животика на спинку;
если ребенок не выражает эмоций при общении с близкими людьми, не радуется, когда с ним играют (социальные нарушения);
не тянется к игрушкам и не интересуется ими;
не рассматривает свои ручки и не изучает пальчики;
не улыбается в ответ на мимику или улыбку взрослых (нарушение зрения или речи);
не реагирует на музыкальные игрушки, не поворачивает головку в сторону изданного звука (нарушения слуха).
Питание ребенка в 4 месяца остается таким же, как и в первые три, обычно оно по требованию.
Основная пища ребенка – материнское молоко, в котором он уже нуждается немного реже, чем раньше.
Прикладывание ребенка к груди в 4 месяца осуществляется, в основном, во время дневного и ночного сна, после пробуждения и перед засыпанием, что в среднем составляет 6 – 8 приемов (всего около литра молока).
Если материнского молока не хватает, прикорм вводится постепенно и в малых дозах, посоветовавшись предварительно с врачом.
Если ребенок прикусил в процессе кормления грудь деснами, стоит повести себя адекватно и вскрикнуть, что даст ему понять, что он и мама – это не одно и то же.
Некоторая особенность ребенка 4 месяцев в том, что при кормлении он не редко отвлекается и отворачивается от груди. В таком случае, необходимо немного подождать его, чтобы он понял, что с вами надежно.
Если молока не хватает и врач рекомендует вводить прикорм, можно начинать с 10 грамм безглютеновых каш (кукурузная, гречневая, рисовая) и овощных пюре. Вводить другой новый продукт необходимо не ранее, чем через 7 дней после первого. Постепенно довести количество прикорма до 50 грамм в сутки. Кашу можно разводить для ребенка с грудным молоком. В основном вводить прикорм рекомендуется с полугода, если материнского молока и смесей достаточно.
Начиная с четырех месяцев, ребенок начинает заинтересованно наблюдать за приемом пищи взрослых, смотрит на их руки, заглядывает в рот.
Спят дети в четыре месяца около 17 – 18 часов в сутки. Обычно ночной сон составляет 9 – 10 часов и 7 – 8 часов – три дневных сна. В этом месяце возможно родители впервые смогут проспать около шести часов без перерыва. Стоит вводить распорядок дня для ребенка и приучать его спать в определенные часы днем и засыпать не позднее 19 – 21 часа на ночь.
Если сон ребенка плохой, можно использовать следующие рекомендации:
Чтобы снять мышечное напряжение, перед сном искупать ребенка в теплой воде, после сделать легкий массаж.
Чтобы ребенок засыпал лучше, можно почитать ему на ночь или поставить тихую размеренную музыку.
Тревожный сон ребенка может говорить о шуме за стеной, неудобном белье, о его жалобах на температуру (холодно или жарко).
Гулять с ребенком 4 месяца, необходимо не менее 3 часов летом и двух зимой. Общеукрепляющий массаж делать малышу советуют утром и вечером.
Игры с четырехмесячных ребенком должны включать: мячики, мешочки, набитые разные материалом, большие и маленькие мягкие игрушки. Данные игры улучшают развитие мелкой моторики рук и тактильное восприятие.