Первый год жизни для матери и ребенка самый насыщенный. В первый год своей жизни, малышу придется многому научиться и узнать об окружающем мире. Большинство навыков, которые впоследствии только совершенствуются, формируются именно в первые 12 месяцев жизни ребенка.
Чтобы обеспечить малышу гармоничное физическое и умственное развитие, важно знать, какие умения и навыки должен он уметь делать в определенный месяц. Календарь развития ребенка по месяцам до года, поможет молодым родителям контролировать правильное развитие своего чада и избежать отклонений. При подозрении на отклонения необходимо обратиться к врачу.
В первые недели жизни, ребенок спит по 22 – 23 часа в сутки, к концу 1 месяца на сон малыш тратит 17 – 20 часов. Кушает по надобности, если забрать у него соску или грудь, интуитивно придвинет головку немного ближе к ним. В этот период дети активно пользуются мимикой, они стараются повторить все движения маминого лица. К концу месяца ребенок старается отвечать в такт речи взрослых, в ответ на мамины слова он активно двигается, выгибает спинку, что хорошо тренирует его мышцы. Активность ребенка по соотношению сон-отдых 1:10.
Что должен уметь ребенок
Умеет фиксировать свой взгляд на конкретных вещах, например, взяв погремушку, поместить ее на расстоянии 30 – 40 см от глаз малыша и передвигать ее влево и вправо. Малыш будет следить за игрушкой в течение нескольких секунд.
Ребенок увлеченно затихает, когда разглядывает лица людей.
Есть реакция на громкие звуки, например, если хлопнуть в ладоши на расстоянии от ребенка 30 – 40 см, он затихнет или вздрогнет.
Сосредотачивается и прислушивается к звукам погремушки.
Узнает прикосновения, голос и запах мамы.
Когда малыш лежит на животе, он старается приподнять головку и удержать ее.
Если он чего-то хочет, он активно плачет.
Ребенок неосознанно улыбается в первый месяц благодаря физиологическим факторам.
Если вложить палец в ладошку ребенку, он будет его захватывать.
Если поддерживать ребенка под ручками, он будет выполнять активные движения ножками, подобно ходьбе.
Возможные отклонения
Ребенок длительное время не просит кушать или вяло сосет грудь.
Ножки и ручки ребенка вяло свисают и не находится в тонусе.
Не реагирует на шум и громкие звуки.
Не моргает и не фокусирует взгляд, когда появляется яркий свет.
Не может несколько секунд держать голову в вертикальном положении.
Не смотрит в глаза, наклонившегося к нему человека.
Не кричит когда мокрый или хочет есть.
Продолжает кричать, когда мама прикладывает ребенка к груди.
Спит ребенок часто, но раз в час бодрствует по 15 – 20 минут, кушает по требованию. Ребенок уже лучше координирует свои движения и управляет ими. Все чаще малыш тянет в рот собственные пальчики, прикасается к предметам, которые его на данный момент интересуют. Необходимо тренировать хватательный рефлекс ребенка, вкладывая в его ладошку небольшой мячик, разного материала и веса. Радуется, когда рядом с ним находятся близкие люди, и берут его на руки.
Что должен уметь ребенок
Дольше времени ребенок фокусирует взгляд на подвижном или неподвижном предмете.
Уже умеет разлить предметы, которые ему нравятся или нет.
В ответ на голос или склоненное лицо одаривает лучезарной улыбкой.
Если издать звук, ребенок поворачивает к нему головку и ищет его глазами.
Активно поворачивается с бочка на спинку.
Активно произносит звуки, особенно гласные.
На разные звуки ребенок реагирует по-разному, может морщиться, плакать или улыбаться.
Ребенок издает звуки отдельные, схожие с пением, по ним уже можно определять, чего именно хочет малыш.
Уверенней держит головку, даже когда находится в вертикальном положении.
Возможные отклонения
Не смотрит на маму, когда она с ним разговаривает.
Не прислушивается к звуку колокольчика, который на 1, 5 метра от него.
Не повторяет за взрослым его мимику, не следит глазами за игрушкой.
Делает хаотичные движения руками и ногами.
Не может удержать приподнятую головку на несколько секунд.
Днем спит ребенок в среднем 3 – 4 раза в сутки, всего около 15 часов в день. Кушает ребенок по личному требованию. Наблюдает за яркими предметами, если водить их перед ним на расстоянии двух метров. При игре с малышом, он дольше остается активным. Ручки ребенка все чаще находятся в расслабленном состоянии, а не в кулачках, ему нравится с ними играть. Движения ребенка в этом месяцев более координированные.
Что должен уметь ребенок
Смеется при общении, узнает лица папы и мамы.
Умеет удерживать головку, лежа на животике, примерно 30 секунд.
Может удерживать головку и плечики в течение нескольких секунд, если подтянется на локтях.
Изучает свои глазки, носик, лицо, ощупывая себя ручками.
Может повернуть головку к источнику звука, когда лежит на животике.
Если над кроватью висят игрушки, малыш целенаправленно попадает по ним ручками.
Может захватывать игрушку и тянуть ее в рот.
Начинает переворачиваться на бок со спины.
При поддержке под ручками, малыш опирается ножками на твердую поверхность.
Активно повторяет мимику, склонившегося над ним человека.
Выражает радость, когда с ним играются и разговаривают и расстроен, если его оставили одного.
Старается любым способом обратить на себя внимание папы и мамы.
Возможные отклонения
Не удерживает головку в вертикальном положении 30 секунд, не держит в положении лежа на животе в течение 40 – 60 секунд.
Не интересуется своими ручками.
Не берет в ручки предметы.
Не улыбается в ответ на улыбку или мимику человека.
Не изучает своим пальчики.
Не реагирует на музыкальные игрушки, не поворачивает головку в сторону звука.
Днем спит ребенок три раза, ночью его сон составляет 10 – 11 часов. Кушает не менее шести раз в сутки, может проснуться ночью, чтобы поесть. При кормлении, поддерживает и играется с бутылочкой или грудью. Так, как и в 3 месяце старается затащить в рот игрушку, следит глазками за движущимся предметом. Если ему дать в руку погремушку, будет долго рассматривать ее и ощупывать. В этом месяце ребенок уже узнает человека, который чаще всего находится с ним и выделяет его среди всех. У ребенка начинают появляться постоянные волосики вместо пушка.
Что должен уметь ребенок
Узнает голоса близких людей и отличает их от незнакомых.
Реагирует на свое имя.
Активно движется, если видит, что его хотят взять на ручки.
Захватывает висящую игрушку над собой одной или двумя руками.
Уже способен выделить любимые и не любимые игрушки.
Старается высоко поднять ножки и дотянуться к ним ручками.
В положении лежа на животе или опираясь на локти, легко держит головку и плечики.
Малыш пробует переворачиваться со спинки на животик и наоборот.
Активно играется в течение 1 – 2 часов.
По-разному реагирует на разные вкусы.
Пытается повторить окружающие звуки и интонации голоса.
Возможные отклонения
Когда с ним играют, не радуется.
Не улыбается, когда с ним разговаривает взрослый.
Лежа на животе, не может приподняться на предплечья.
Когда поддерживают ребенка под ручками, не может опираться на пальчики ног.
Головка отклоняется назад, когда его берут на ручки.
Начиная с пятого месяца постоянный сон ребенка должен составлять около 10 часов ночью и по 1,5 – 2 часа три раза в сутки. Кормление происходит по требованию. Особенность этого месяца в том, что ребенок активно общается со взрослыми, старается произносить отдельные слоги «А», «па», «ба» и другие. Ребенок с интересом реагирует на разные предметы. Может с легкостью переворачиваться со спинки на бочок и на животик. Иногда в этом возрасте начинают прорезаться первые зубки. Важно полноценно разговаривать с ребенком, а не сюсюкать, так как он активно запоминает интонацию, тон речи.
Что должен уметь ребенок
Зажимает в руке погремушку так, что ее не всегда можно отнять.
Играет со своими ножками, может пытаться засунуть пальчики в рот.
Легко может снять с ножки надетый носочек.
Способен перекладывать предметы из одной ручки в другую.
Опирается на ручках, приподнимая грудь.
Различает чужих и своих, пи виде незнакомых людей может расплакаться.
Старается повторить за взрослым движения, например, хлопать в ладошки, показывать язык.
С интересом рассматривает картинки, слушает стишки.
Старается рассмотреть как можно больше новых предметов, когда его носят на руках.
Уверенно держит прямо головку.
Малыш старается сесть, но попытки пока неудачные.
Ходит по твердой поверхности, если его поддерживать под ручками.
Возможные отклонения
Плохо переворачивается с живота на спинку.
Плохо держит головку, когда его поднимают на ручки.
Не может подтянуться к игрушке, которая его заинтересовала.
Не хватает и не интересуется игрушками.
Плачет, даже если слышит мамино пение или музыку.
Не умеет произносить слоги и звуки.
Не пытается отыскать взглядом людей или предметы, которые мама называет.
Не прекращает плакать, когда с ним разговаривают.
Не различает доброжелательную и недовольную интонацию.
В это время малыш очень любознательный, рассматривает все, что видит вокруг себя. Важно называть ему все вещи, на которые он смотрит, чтобы его речь развивалась правильно. К шести месяцам ребенок хорошо знает свое имя, узнает голос папы или мамы, даже если они находятся в другой комнате. Ребенок хватает все, что ему попадется под руку, он активно наблюдает за траекторией движения брошенной игрушки. Полезно укладывать малыша на пол, на ковер или одеяло, и раскидывать вокруг него игрушки, чтобы он старался их достать.
Что должен уметь ребенок
Переворачивается без помощи с одной стороны на другую.
Пытается ползать.
Активно поднимает предметы, стучит ими, бросает, трясет.
Садится без поддержки и может ровно держать спину.
Уверенно стоит на твердой поверхности, если держать его под ручками.
Если забрать у ребенка предмет, которым он увлекался уже несколько минут, он выразит свое недовольство.
Ищет выпавший предмет из ручек.
Умеет различать еду на вкус, что-то ему нравится больше, что-то меньше.
Умеет пить из чашки, которую кто-то держит, хорошо ест еду из ложки.
Ведет себя настороженно при незнакомых людях.
Требует к себе больше внимания, чем обычно.
Пытается разговаривать и говорить слоги.
Если вы называете предмет, может найти его взглядом.
Подползает к игрушке, которая лежит на 10 – 20 см от него.
Держать за опору пробует встать на ножки.
Возможные отклонения
Не проситься на руки.
Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
У него не получается переложить игрушку с одной руки в другую.
Не может ухватить и удержать кубик.
Не дотягивается до игрушки, когда лежит на животе.
Когда ребенка держит под ручками, не перебирает ножками, пританцовывая.
Ребенку нравится подражать звукам, он старается разговаривать, активно говорит слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Понимает, что если потрясти игрушку, она будет звенеть, если придавить – пищать. Ползать на животике получается все лучше и лучше. Ребенок хорошо ест взрослую пищу, важно не заставлять его кушать то, что ему не нравится. Когда режутся зубки, не следует давать ребенку морковь, бублик и прочее, он может откусить и подавиться кусочком. Необходимо давать ребенку специальный прорезыватель. Во время принятия пищи сидит неспокойно, постоянно ерзает.
Что должен уметь ребенок
Ребенок уже понимает значение слов «нельзя» и «можно», поэтому его можно обучать правилам поведения.
Понимает смысл многих слов.
У него начинаются резаться зубки.
Может испытывать страх при расставании с мамой.
Хватаясь за опору, может подниматься на ножки и твердо стоять на них.
Самостоятельно сидит и держит спинку ровно.
Исследует все окружающие предметы на вкус, пытается их лизать или кусать.
Отзывается на свое имя.
Пробует дотянуться до предмета, в случае успеха очень радуется.
Может показать, где у него находится носик, ротик, глазки.
Возможные отклонения
Не пытается сесть, когда его поддерживают за ручки.
Не может стучать предметом по столу.
Не улыбается, когда с ним разговаривают, не поворачивает голову в сторону звука или говорящего.
Не пытается привлечь к себе внимание взрослого звуками.
По отношению к близким не проявляет ласку, не прижимается к щеке, телу.
В этом возрасте активно формируются зоны коры головного мозга, ребенок старается говорить, двигаться, подражать родителям. Ребенок хорошо понимает, когда его просят наклонить головку, дать ручку или вытянуть ножку. Малыш показывает взрослому то, до чего он хочет дотянуться и дотронуться. В незнакомой обстановке при отсутствии мамы, ребенок может испытать сильный страх. Различает людей своих и чужих, также узнает собственные предметы. Может узнавать своих близких по фотографии.
Что должен уметь ребенок
Умеет ложиться, садиться и вставать с опорой самостоятельно.
Может подтянуться и встать из положения, сидя без поддержки.
Захватывает по предмету в каждую ручку и держит их.
Хорошо управляется с предметами, может открывать коробочки, складывать пирамидки.
Быстро и активно ползает.
Умеет откусывать мягкую пищу и жевать ее.
Спокойной начинает воспринимать высаживание на горшок.
Может пугаться резких звуков (лай собаки, звук пылесоса).
Умеет пережевывать измельченную пищу.
Умеет брать предметы при помощи большого и указательного пальцев.
Может махать ручкой по просьбе взрослых при прощании.
Возможные отклонения
Не прислушивается к речи взрослых.
Отсутствует лепет у ребенка.
Не интересуется звуками музыки.
Не старается взять двумя пальцами протянутые ему игрушки.
Не может удержать большим и указательным пальцами пуговицу.
Не получается у ребенка стоять без поддержки даже короткое время.
Активно повторяет слоги, может заливаться смехом, вскрикивать, агукать. Начинает понимать логику взаимосвязи вещей, может правильно вставлять меньший предмет в больший. Спокойно играет самостоятельно в комнате, если иногда показываться ему на глаза. Ребенок может говорить отдельные слоги, которые что-то будут значить в его понимании.
Что должен уметь ребенок
Ритмично прыгает держать за мамины руки или за опору.
Показывает части тела у мамы.
Самостоятельно сидит, ползает, ходит у опоры.
Умеет мять в ладошке бумагу, глину.
Может перелистывать пальчиками толстые карточные страницы книжки.
Старается подражать поведению взрослых или другого малыша.
Умеет использовать несколько предметов во время игры.
Легко разворачивается во время ползания.
С интересом открывает ящики и изучает их содержимое.
Пробует вылезать на диван или стул.
Может дольше стоять или ходить, держась на чью-то руку.
Показывает на картинках животных, которых знает.
Понимает, что означают слова «ложись», «сиди», «иди».
Возможные отклонения
Лежа на животе, ребенок не может повернуться вокруг себя и ползти вперед.
Больше всего в этом месяце ребенок любит повторять все за взрослыми, поэтому важно контролировать все свои движения. Ему хочется уловить связь между предметами, если дать ребенку поговорить по телефону с дедушкой, он потом будет рассматривать трубку, не понимая, где он в ней спрятался. Ему нравится играть с мелкими предметами. Если что-то из вашей речи ему кажется забавным, он смеется. Активно интересуется другими малышами, поэтому ребенка уже можно водить на площадку знакомиться с детьми.
Что должен уметь ребенок
Может пытаться достать один предмет при помощи другого.
Играется с игрушками по назначению, толкает неваляшку, катает машинку.
Спокойно расстается с грудью.
Пережевывает мелко нарезанную пищу.
Может разламывать игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены.
Показывает свои пристрастия, уже можно понять, с чем ему больше нравится играть и что кушать.
Умеет выполнять несложные поручения родных.
Умеет использовать чашку и ложку по назначению, знает, для чего они нужны.
Умеет говорить не только слова: «мама», «дай», «папа», но и другие.
Может показать, что он чего-то хочет не только при помощи плача.
Возможные отклонения
Не имитирует и не повторяет движений окружающих.
Не умеет помахать ручкой на прощание.
Не умеет повторять за родителями действия и слоги.
Не может покачать головой в знак отрицания или утверждения.
Ребенок хорошо понимает, чего он хочет, может показать на яблоко и сказать «ам-ам». Важно играть с ребенком в речевые игры, читать ему книжки, показывая картинки. В этот период ребенку уже достаточно спать 1 раз днем. Можно прививать ребенку режим дня, схожий с садиком, например, подъем в 8 утра, сон с 13 до 15, отбой в 20:00. Ребенок понимает просьбы мамы и папы и активно на них отзывается, причем ждет от них похвалы.
Что должен уметь ребенок
Умеет качать головой отрицательно или утвердительно.
Активно мажет ручкой при прощании или приветствии.
Хорошо держит чашку и пьет из нее, пытается самостоятельно есть с ложки.
Умеет висеть на турнике или кольцах до одной минуты.
Умеет забираться на первые несколько ступеней шведской лестницы.
Долго разговаривает на собственном языке и меняет интонацию в зависимости от того, о чем рассказывает.
Ходит уверенным шагом, если его держать за ручку.
Ему нравится выстраивать башенки из кубиков, которые со временем будут все выше.
Нравится, когда его хвалят, может активно помогать готовить пищу, складывать свои вещи.
Возможные отклонения
Не умеет ползать на четвереньках.
Не может держаться за опору и передвигаться.
Не умеет сидеть, вытянув вперед ножки.
Не поддерживает чашку руками, когда пьет.
Не может самостоятельно держать в руке сухарь или печенье.
К годику ребенок уже может начать самостоятельно делать первые шаги, без помощи. Под ноги ребенок не смотрит, а движения контролирует плохо, поэтому может часто падать. Не нужно вскрикивать, когда ребенок падает, чтобы не напугать его и не провоцировать появление истерики и слез. Активно малыш подражает родителям, он пытается вытереть пыль со шкафа, подмести, помыть посуду, что не надо запрещать, так ребенок вырастет помощником. Если ребенок отказывается от пищи, можно дать ему ложку и предложить самостоятельно покушать, что его обязательно заинтересует.
Что должен уметь ребенок
Умеет произносить 8 – 15 имитирующих и облегченных слов.
Во всем старается проявить самостоятельность.
Умеет активно выражать свои позитивные или негативные эмоции.
Во время рисования, комментирует.
Откусывает и пережевывает твердую пищу.
Умеет строить фигуры из кубиков, собирать пирамидку.
Катает лепешки из глины и теста, делает колбаски, фигурки.
Имеет любимые занятия и четко выражает свои интересы.
Умеет отличать, когда его хвалят или ругают.
Можно начать обучать малыша буквам, цифрам, фигурам и цветам, главное не заставлять, если он капризничает и ему не нравится.
Возможные отклонения
Не может самостоятельно кушать ложкой густую пищу.
Не строит гримасы, посмотрев на себя в зеркало.
Не может произнести ни одного понятного «детского» слова, указывая на один и тот же предмет.
Не может делать то, на что указывают родители.
Не прислушивается к музыке.
Не повторяет за взрослым звуки, односложные слова.
Не показывает по просьбе животных, картинки.
Не поворачивается в сторону тихих или громких звуков.
Не показывает свой интерес к звукам и речи.
Не интересуется игрушками и не пытается найти, если ее спрятали у него на глазах.
Не умеет выложить кубики в одну линию.
Не ставит кубик на кубик.
Не может подать игрушку взрослому.
Не умеет сделать несколько шагов, держась за руки взрослого.