Предыдущая часть
тут.
А это - одна из моих любимых тем за весь курс родительской школы.
Причин плохого поведения детей может быть множество, но если их обощить, то получится 4 основных - которые толкают наших детей на всякие вредности и гадости. Определить причину помогут ( что бы вы думали?) чувства и реации родителя на это самое плохое поведение.
Например. ребенок упорно размазывает кашу по столу. Но причины у этого поведения могут быть разные: может способ обратить на себя внимание, а может протест против маминых правил...
Итак, вот они основные причины:
1. Борьба за внимание. Все банально: если ребенку внимания не хватает, он его привлекает любыми доступными способами. Пусть лучше негативное внимание, чем вообще никакого.
Индикатор -> раздражение родителя.
Что делать? если есть возможность - проигнорировать, если нет - осадить, но сухо, без эмоций. Важно! потом найти время и уделить позитивное внимание. Еще вариант, чтобы прекратить нежелательное действие, сделать то, что ребенок от нас не ожидает...
* у кого как, а у меня 90% детских вредностей вызывают раздражение. Раздражение, которое накапливается-накапливается, и потом ба-бах! А вот когда отдаешь себе отчет, что начинаешь раздаражаться, понимаешь, что ребенок требует внимания. Раздаражение уходит, приходят мысли а-ля "как побыстрее перейти к позитивному вниманию". Очень помогает.
2. Борьба за самоуважение. - т.е. против чрезмерной опеки и требовательности со стороны родителей.
Индикатор -> гнев (прям злобища) у родителя.
Что делать? не бороться с ребенком, пересмотреть систему требований и подумать "что может мой ребенок?"
Что может родитель: где-то подстроиться, в чем-то уступить, или дать право выбора в допустимых рамках.
* у моего младшего сейчас как-раз период яркой борьбы за власть.
иногда его убить готова, потому как на все ответ "нет!". Но, стараюсь как могу учитывать возрастающие возможности дитеныша, и там где можно уступать. Хотя там где это критично - я тверда как камень. На днях полчаса ревел перед дорогой, хотел сам переходить. Потом увидел, что бесполезно, дал руку и мы пошли переходить дорогу.
3. Желание отомстить. И совсем не обязательно вам. просто ребенка гложит обида, и у него возникает желание отомстить. Отомстить обидчику – страшно. Не страшно – кому доверяешь. Поэтому если мстят вам – радуйтесь вам доверяют.
Индикатор -> боль, обида.
Что делать?
Для начала – сказать «стоп» себе.
Выяснить, что происходит у ребенка.
* звучит красиво, на практике ужас! Буквально через пару дней у на случилась такая история…. Утром ребенок стал хныкать, я пришла, легла рядом. Он покрутился, покрутился, сел и бац! Мне подушку на лицо… «Мама, я хочу, чтобы ты задохнулась!», капец…. То что я в тот момент чувствовала описать невозможно!..... Если бы не было занятия накануне, вообще не знаю чем бы все закончилось… Пункт первый «сказать себе стоп». Пункт второй «выяснить, что случилось у ребенка». Я вопросами-вопросами, стала выяснять, почему он хочет, чтобы я задохнулась, что он будет делать, если меня не станет… А потом неожиданно «зайчик, кто тебя обидел?». И тут ребенка прорвало: он разревелся, прижался ко мне, сквозь слезы рассказывал, как его в саду обидели, а воспитатель несправедливо поступил и т.д. и т.п. Проревелся, успокоился, пошли чая попили, в сад пошел нормальным человеком…..
А вот как бывает, когда нет выхода таким эмоциям. История от Инны. Был у нее мальчик, которого мама привела после того, как он сжег заживо в гаражах щенка. А дело было в том, что мама его воспитывала методом кнута, всячески показывая что он – никто. Отомстить маме – страшно. Ребенок нашел того, кому не страшно…..
3. Неуверенность в себе. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не сможет, у него ничего не получится.
Индикатор -> беспомощность, безнадежность, отчаяние.
Что делать? Убрать линейки (какие-то ожидаемые показатели поведения, возможностей ребенка), спустить их на «0». Перестать требовать полагающегося поведения. Посмотреть на ребенка и показать, что он может. Отправной точкой должно быть то, что у ребенка точно получится.
* у нас отправной точкой было, только не смейтесь, умение Андрея доставать языком до кончика носа. Вот так.. и дальше, дальше… Не могу сказать, что с этим справились мы на 100%. С самооценкой у сынули до сих пор не все хорошо. Для нормального самочувствия нужна постоянная поддержка, но мелкими, мелкими шажочками двигаемся вперед…
В подростковом периоде ярко выражена еще одна причина – стремление заручиться поддержкой сверстников. Тут индикатор -> тревога. Все остальное зависит от того, какие отношения построены в вашей семье…
И домашнее задание:
- Отследить свои чувства и стереотипные реакции
- Разорвать круг, сделать что-то по-другому.
- Составить таблицу с колонками:
Поведение ребенка -> что я чувствую -> какая потребность страдает -> как я обычно поступаю -> как могу поступить по-другому -> ответная реакция ребенка